Вы решили открыть аптеку? Прекрасно. Вы имеете опыт в области предпринимательской деятельности, знакомы с нюансами малого и среднего бизнеса? В этом случае проблем быть не должно. Вы новичок? Попробуйте свои силы, а предлагаемый
бизнес-план аптеки позволит реализовать эту бизнес-идею с наименьшими усилиями.
Обзорный раздел
Основная цель инвестиционного проекта заключается в организации пункта по реализации лекарственных средств и препаратов, а именно аптеки.
Аптечная деятельность довольно специфическое направления бизнеса, которое требует специальных знаний. И если, начинающий предприниматель не имеет четкого представления о том, как организована деятельность аптек, то реализацию этой идеи лучше отложить.
Аптечный бизнес связан с некоторой сезонностью. Поэтому
бизнес-план аптеки рекомендует планировать доходы с учетом времени года. Летом продажи падают: люди или уехали отдыхать в жаркие страны, или сажают цветы и прочие растения на дачах. Летом доход будет меньше — не удивляйтесь. Подъем начнется осенью, максимум продаж будет зимой (ОРЗ, грипп и прочие простуды) с постепенным снижением весной. Переживать по этому поводу не стоит, поскольку такая ситуация характерна для аптечного бизнеса в целом.
Одним из наиболее существенных факторов успеха аптеки будет наличие грамотного персонала с высоким уровнем профессионализма. Персонал должен уметь подобрать аналогичный препарат, если запрашиваемого лекарства по какой-либо причине нет. И еще такой важный момент, сотрудники не должны давать покупателям советы, в которых клиенты не нуждаются. Это раздражает и приводит к неприятным последствиям. Если врач назначил амоксиклав, то продавец не должен предлагать флемоксин, уверяя, что это один и тот же препарат.
Описание предприятия
Несмотря на то, что аптека – это предприятие розничной торговли, индивидуальный предприниматель этой деятельностью заниматься не может.
Бизнес-план аптеки отмечает, что фармацевтической деятельностью может заниматься только юридическое лицо, вне зависимости от его организационно-правовой формы. Это может быть и ООО, и ЗАО, и ОАО. Этой условие обусловлено тем, что согласно российского законодательства фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию, а лицензию может получить только юридическое лицо.
В качестве системы налогообложения для аптеки применима стандартная форма начисления и уплаты налогов.
Описание услуг
Бизнес-план аптеки предлагает следующий ассортимент:
• лекарственные средства, отпускаемые как по рецепту, так и без него;
• парафармацевтика;
• косметические средства;
При определении наиболее оптимальной ассортиментной линейки необходимо учитывать такой фактор, как ее местоположение. Так, например, если аптека размещена в спальной районе, то ассортимент должен быть сформирован в основном из наиболее распространенных лекарственных препаратов, причем их цена должна быть не очень высокой. А в аптеках с высокой проходимостью основной упор в ассортиментной политике следует сделать на дорогостоящие препараты и парафармацевтику, хотя и более дешевые товары из ассортимента не должны быть исключены.
Анализ рынка
Аптека – это предприятие, услугами которого пользуются все категории населения. Поэтому
бизнес-план аптеки считает самым важным шагом провести анализ маркетинговой составляющей. А именно, на какую категорию клиентов будет ориентирована новая аптека и как их привлечь? Для привлечения, безусловно, нужна реклама: в местных СМИ, на телевидении, радио, в интернете. Можно использовать дисконтные карты: постоянным покупателям — скидка. Если рядом с вашей точкой еще три аптеки, а вы предоставили постоянному покупателю скидку 3–5% процентов, он в первую очередь пойдет к вам.
Позаботьтесь о том, чтобы ассортимент был широким. Если покупатель несколько раз пришел в вашу аптеку за лекарством, а его там нет, — вы потеряли клиента. Хорошо, если нереализованные заявки покупателей превращаются в заказы. Обучите своих сотрудников. Это несложно. Клиент пришел за лекарством, которого нет в наличии: сотрудник берет контактные данные (номер телефона) и подает заказ поставщику. В результате все довольны: и вы, и покупатели
Производственный план
В первую очередь
бизнес-план аптеки рекомендует подобрать помещение, где будет располагаться ваша аптека. Центр — место более предпочтительное, чем окраина. Хорошо, если рядом будут остановки транспорта — люди ждут автобуса, вспомнили, что им нужно купить лекарство, — это будет ваш клиент. Параллельно позаботьтесь подбором грамотного и квалифицированного персонала. У вас должны работать люди с подобающим образованием. Они будут давать консультации покупателям по общим вопросам: этого лекарства нет, а чем его можно заменить, какой аналог существует.
Не забудьте о поставщиках. Проверьте документальное подтверждение того, что они имеют право заниматься такой деятельностью. Оформите все официально, не нужно разных окольных путей. Сейчас очень много поддельных лекарств: говорят, что это антибиотик последнего поколения, а там глюкоза с глюконатом кальция. Возьмите в штат юриста (или заключите договор с юристом-консультантом). Также потребуется бухгалтер и уборщица.
Финансовый план
Расходы
Расходы на открытие аптеки составят порядка 2,800 млн. рублей, в т.ч.
Аренда помещения | 100 |
Ремонт помещения | 250 |
Регистрация предприятия + оформление лицензии | 150 |
Приобретение торгового и холодильного оборудования | 350 |
Кассовое оборудование | 60 |
Программное обеспечение | 140 |
Приобретение товара | 1500 |
Маркетинговые мероприятия (реклама) | 50 |
Фонд оплаты труда | 150 |
Прочие расходы | 50 |
Итого | 2800 |
Доходы
Среднемесячная выручка аптеки составляет около 600-750 тыс.руб., из которых размер чистой прибыли составляет 100-150 тыс.руб. Как показывает практика, окупаемость аптеки составляет 2-3 года.