В России широко представлена как добыча, так и обработка натурального камня, однако самоценным назвать его нельзя. Солидный сегмент рынка принадлежит зарубежной продукции. А вот вывоз минимален.
Ввоз натурального камня
Импорт природного камня в Россию составляет примерно 92 тысячи тонн ежегодно. Две трети приходятся на гранит, одна – на мрамор. Из них:
- Плитки, плита – 44 тысячи тонн,
- Сырье (блоки для обработки) – 40,
- Памятники – 8.
Зарубежная продукция представлена практически у всех российских торговых компаний -
www.elegant-stone.ru и т.д.
До недавнего времени одним из основных поставщиков блоков и гранитных полуфабрикатов была Украина, однако сейчас её доля снизилась. Вместе с тем сохранился ввоз из Казахстана, Финляндии. Намного вырос объем импорта из Турции, Италии, Испании, Греции.
Плиты ввозятся в основном из старны-законодательницы мод в области отделочных материалов – Италии. Велик процент Индии, Испании. Модульная плитка и большемерные панели поступают из Китая. Оттуда же приезжает брусчатка, бордюры и прочие материалы для строительства дорог.
Вывоз отечественного камня
От всего объема добываемых декоративных пород на экспорт идет всего около двух процентов, что ничтожно мало. Главные направления тут – Прибалтика, страны бывшего Советского союза. Намного проще продать облицовочный камень в Самаре, Екатеринбурге, Питере и Москве, чем искать покупателей в Европе. Лишь отдельные партии из месторождений в Коелге и Полоцке оказались на фабриках Испании и Италии.
Вывоз производится в основном из карьера «Возрождение» в Белоруссию.
Перспективы развития
Рынок декоративного камня является довольно перспективным – в нашей стране большие запасы качественных пород, а масштабы строительства с момента кризиса 2008 года непрерывно росли. Потребление продукции ежегодно росло, пусть и не самыми высокими темпами – примерно по 5% за год. Однако сейчас аналитики стали высказывать опасения в связи с общей стагнацией экономики.
Особенно заметный рост происходил за счет увеличения доходов простых россиян и укрепления среднего класса – продажи прямым покупателям непрерывно увеличивались. А ведь в начале двухтысячных большинство сделок проходило с участием коммерческих потребителей.
Стоит ожидать замедления темпов развития, однако какой-либо серьезной угрозы благополучию данной отрасли нет.